Европейский суд вынес важнейший вердикт по делу о религиозных правах | ASHKIM.RU | сайт о Турции, турецкая музыка, турецкая кухня, турецкая любовь, русско-турецкий словарь, разговорник

В начале октября Европейский суд по правам человека вынес вердикт в пользу турецкого родителя, добивавшегося освобождения своей дочери от обязательных уроков по религии в школе. В этом судьбоносном решении как в зеркале отразились противоречия между проблемами светской модели развития Турции и надеждами страны на европейскую интеграцию.

Решением Европейского суда по правам человека от 9 октября действия властей Турции, принуждавших Эйлем Зенжин (Eylem Zengin) посещать уроки по религиозному обучению, были признаны нарушением международных конвенций. Эти конвенции требуют от правительств «уважения права родителей давать образование своим детям в соответствии с собственными религиозными … убеждениями». Ныне девятнадцатилетняя девушка, Эйлем училась в седьмом классе, когда ее отец впервые обратился в суд. Турецкие суды отказали ему в иске.

Как ее отец и еще по меньшей мере 10 процентов граждан Турции, Эйлем Зенжин принадлежит к алеви. Эта конфессиональная группа исповедует верования, на ритуалы которых оказали влияние суфизм и доисламские практики, и отдаленно связана с шиитской ветвью ислама. В Турции же подавляющее большинство мусульман составляют сунниты.

Европейский суд по правам человека признал, что упоминание об алевизме включено в курс «религиозной культуры и этики», являющийся частью обязательной программы обучения для школьников 9-14 лет согласно инспирированной военными конституции 1982 года. Но, по мнению суда, «только плюрализм в обучении может позволить ученикам сформировать критическое мышление в вопросах религии». Суд также счел, что официальная программа настолько пристрастно освещает суннитский ислам, что не может считаться соответствующей критериям объективности и плюрализма.

В своем решении судьи также поставили вопрос, почему турецким детям, не исповедующим мусульманство, разрешено не посещать уроки, целью которых якобы является изучение различных религиозных культур.

Решение с воодушевлением было воспринято представителями алеви в Турции. «Это поворотный пункт в нашей двадцатилетней борьбе», – говорит руководитель Ассоциации Hubyar Sultan Али Кенаноглу .

По мнению адвоката Зенжина, Казима Генча , решение подоспело как раз вовремя. «В последнее время ведутся активные дебаты о законности обязательного религиозного обучения», – говорит он, имея в виду развернувшуюся полемику вокруг планов новой, либеральной конституции. «Европейский суд по правам человека решил эту проблему: уроки по религии нужно будет изъять из нового проекта конституции».

«Эта страна претендует на звание светской, – добавляет Гусние Айдин , мать двух детей школьного возраста в городе Тунчели на востоке Анатолии. – Если это действительно так, почему же моих детей учат, что все добрые мусульмане должны молиться по пять раз в день? Если повезет, то принятое решение все изменит».

Затерянный между высокими горами и одной из крупнейших плотин Турции, город Тунчели с населением 25 тыс. человек может считаться одним из старейших поселений страны. Здесь все – за исключением 20 тыс. солдат и тысячи полицейских – принадлежат к группе алеви.

В городах Мусс и Эрзурум, расположенных всего в трех часах езды на восток и северо-восток, перекусить в ресторане во время Рамадана практически невозможно. Здесь же работают все рестораны, а великолепная современная мечеть в центре города стоит пустая.

Это вызвано тем, что алеви не соблюдают пост в Рамадан и не молятся в мечети. Для своих религиозных церемоний они собираются в «чемеви» на окраинах города. Здесь проводятся еженедельные религиозные церемонии под звуки саза – струнного музыкального инструмента типа лютни, на котором играют на всей территории Анатолии. Кульминация церемонии наступает в тот момент, когда группа мужчин и женщин начинают кружиться в традиционном круговом танце.

Подвергавшиеся преследованиям со стороны османских султанов, большинство алеви всем сердцем приняли светскую революцию Кемаля Ататюрка (Kemal Ataturk) двадцатых годов прошлого столетия. Многие продолжают называть себя верными кемалистами. Но со временем все больше представителей алеви начинает тревожить стремление Турецкой Республики превратить суннитский ислам в инструмент общественного контроля.

Школьная учительница из города Тунчели, Нурие Багрияник , связывает возрождение самосознания алеви с погромами конца 1970-х годов. Тогда погибло более 100 представителей этой группы населения. Еще 45 человек было убито во время второго витка насилия на религиозной почве в середине 1990-х годов в Стамбуле и административном центре Анатолии, городе Сивас.

Алеви с большей опаской, чем другие, следят за очередными успехами на выборах Партии справедливости и развития, корни которой уходят в политический ислам. Среди 360 различных депутатов от партии ПСР, заседавших в парламенте в период между 2002 и 2007 годами, не было ни одного представителя алеви. Сейчас один такой депутат имеется, но алеви не сомневаются, что ПСР является партией, ориентированной главным образом на суннизм.

Партия и ведет себя соответствующе, говорит Иззетин Доган , возглавляющий самую влиятельную организацию алеви в Турции, фонд Cem Foundation в Стамбуле. «Предыдущие правительства, возможно, проявляли определенную долю малодушия в подходе к вопросу алеви, но, по крайней мере, мы могли с ними разговаривать, – отмечает он. – С нынешним же правительством все контакты утрачены».

Подобный разрыв отношений и вынудил его привлечь министерство образование к суду за отсутствие упоминания об алевизме в школьной программе по религии. В результате министерство включило в учебники несколько соответствующих параграфов в попытке, по его словам, «провести Брюссель».

Именно этот аргумент приводила Анкара в ответ на вынесенное на прошлой неделе решение Европейского суда по правам человека. «Мы принесли в суд экземпляры новой программы, но их явно оставили без внимания, – подчеркнул на прошлой неделе официальный представитель министерства образования. – Тональность новых школьных учебников отличается от прежних».

Это мнение не разделяет Мустафа Чемиль Килич , преподаватель религиозной культуры и этики, знакомый с учебной программой не понаслышке. Он указывает на то, что и он сам, и другие преподаватели этой дисциплины обучаются на богословских факультетах. «Можно внести сколько угодно изменений в школьную программу, но факт остается фактом: большинство из них являются консервативными суннитами, считающими себя скорее проповедниками, чем учителями», – констатирует он.

По его мнению, вместо того, чтобы отменять уроки по религии вообще, единственным долгосрочным решением проблемы может стать радикальное переобучение всего преподавательского состава и строжайший контроль за качеством преподавания. «Проблема состоит, конечно, в том, что представители министерства образования, которые будут курировать это направление, происходят из тех же религиозных кругов».

По материалам сайта turkey-info.ru

»