Как в Турции остались только мусульмане | ASHKIM.RU | сайт о Турции

Я сначала предполагала коротко написать в рубрике «События» о 100 -летии события, которое армяне называют геноцидом, а турки упорно не признают события депортации 1915 года именно геноцидом. Но упомянуть только о гибели 1,5 млн. армян и не сказать об убийствах порядка 750 тыс. христиан-ассирийцев было бы неправильно. И неправильно было бы не сказать о греках, которых не стало на территории ТР уже после 1922 года, то есть при Ататюрке. Миллионов греков, для которых Малая Азия была родиной тысячелетиями. А ведь события 1922 года непосредственно вытекали из событий 1915 года, которые продолжили проблемы 90-ых годов 19 века, которые, в свою очередь, были обусловлены 61 ст. Берлинского трактата 1878 года после русско-турецкой войны 1877-1878 года. То есть , по честному, надо начинать рассказ о 1915 годе хотя бы с этой вот войны за освобождение Болгарии.

Кроме этого, мне совсем не хотелось написать только с точки зрения армянского взгляда на эту проблему, потому что армянские источники, посвященные геноциду, местами лукавы))) как лукавы были исторические материалы в Советском Союзе, посвященные революционной борьбе пламенных революционеров. Уже не говоря об удивительной параллельности процессов по разрушению Османской империи и Российской с участием одних и тех же сил и одних и тех же схем. И ведь столетиями жили христиане и мусульмане вместе, не сказать, что без проблем, но и до такого масштаба кровавого кошмара не доходило никогда…

В результате получился большой текст. Кому интересно, он под катом

…К середине 19 в. ослабевшая Османская империя начинает терять свои территории в Европе. В Сербии, Черногории, Боснии происходят волнения и восстания. Австро-Венгрия всячески поддерживает эти процессы, стараясь включать эти славянские территории в свою империю. Германия в то время решает свои проблемы с Францией, забрав у нее угольные бассейны Эльзас и Лотарингию. Англия ревностно следит за равновесием сил в Европе, прежде всего пытаясь сдерживать растущую и крепнущую Германию. Россия после поражения в Крымской войне ( фактически эта была война всех сильнейших держав Европы и Османской империи против России) пытается восстановить свои позиции в Европе.

В 1876 году начинается апрельское восстание В Болгарии, потопленное турками в крови. Россия склонна защищать славян. Австро-Венгрия не прочь на халяву получить приращение своей империи за счет русских. Россия заключает договор с Австро-Венгрией о невмешательстве, если она начнет войну с Османской империей на Балканах. Австро-Венгрия с Англией ставят условием невмешательства , что на Балканах Россия не создаст единое славянское государство. Германия в лице Бисмарка поддерживает Россию в стремлении воевать, потому что, как союзнице Австро-Венгрии, ей не улыбается перспектива воевать на Балканах. Ей надо закрепить успех с Францией и не допустить ее объединения с Англией против нее, Германии. Короче, всех устраивает ситуация, если Россия ослабит Турцию и отберет у нее Балканы, но сама за это не получит ничего. Россия начинает войну в надежде стать освободительницей славян, по факту получить влияние в Европе и, как программа максимум, закрепиться в Проливах.

К концу 1877 года после упорных боев на Балканском фронте русские освободили Болгарию, заняли Западную Армению с городами Карс, Баязет, Ардаган, а также Батум на Черном море, и к началу 1878 года были уже на подступах к Константинополю. А это значит, что Россия вот вот займет Босфор и Дарданеллы и будет иметь свободный выход в Средиземное море. Паника начинается не только в Османской империи. Форменная истерика царит в Лондоне. Королева Виктория забрасывает письмами премьер-министра : » Если бы я была мужчиной, я бы пошла бить русских». Английский флот входит в Мраморное море, Англия угрожает России войной в случае ее дальнейшего продвижения к Константинополю сразу же после капитуляции Плевны ( 13 декабря 1877). На что получают ответ, что Россия не может гарантировать, что ход военных действий не вынудит ее занять Константинополь…Александр II замечает в узком кругу, что если судьбе угодно, чтобы на Святой Софии был крест, значит, так и будет. Турки просят посредничества Англии в заключении мирного договора. Россия отвечает Англии, что если султан хочет мира, пусть обращается к Главнокомандующему русской армии брату царя Николаю Николаевичу.

Турки запросили перемирие. 3 марта ( 19 февраля ст. стиля) 1878 года в местечке Сан-Стефано в 12 км от Константинополя ( сейчас это район Ешилкей в Стамбуле) Россия и Турция подписывает Сан-Стефанский мирный договор. Дата была выбрана неслучайно, приуроченная к годовщине освобождения крестьян. Теперь русский царь Александр II становился освободителем и славянских народов.

По Сан-Стефанскому мирному договору Турция признавала независимость Сербии, Черногории и Румынии. Босния и Герцеговина по этому договору — автономные области. Создается новое государство Болгария,вассальное Османской империи, от Черного моря до Эгейского. И Фракия, и западная часть Константинополя отходили Болгарии. В восточной Анатолии к России отходили отвоеванные земли Западной Армении ( большая часть денежных репараций гасилась за счет отдачи этих территорий). Завоеванную Добруджу на Дунае Россия передавала Румынии, а себе возвращала отнятую после Крымской войны часть Бесссарабии. Также оговаривались условия и гарантии для армянского населения Восточной Анатолии с необходимостью проведения реформ.

,

Англия и Австро-Венгрия не хотели мириться с таким усилением России на Кавказе, Европе и Средиземноморье. Англия подписывает секретный договор с Турцией, обещая ей поддержку против России, но не за красивые глаза, конечно, а в обмен на отдачу Англии Кипра.

Угрожая войной, Англия и Австро-Венгрия добиваются от России участия в Берлинском конгрессе, на котором были пересмотрены условия Сан-Стефанского мирного договора.Территория Болгарии уменьшалась втрое, ее территория отодвигалась от Проливов и Константинополя, Восточная Румелия из состава Болгарии отходила снова Турции на правах автономной области, Македония возвращалась Турции, также обратно возвращался город Баязет в Восточной Анатолии. Босния и Герцеговина отошла Австро-Венгрии. Фракия и Албания оставались за Турцией. Черногория, получавшая выход к Адриатике, лишалась права иметь флот и контролировалась Австро-Венгрией. Из Западной Армении русские войска выводились, что автоматически лишало христианское армянское население каких-либо гарантий. Речь о реформах оставалась ( ст. 61), а вот гарантий их выполнения уже не было. Из Болгарии русские войска должны были быть выведены через 9 месяцев.

По итогам берлинского конгресса впервые армянский вопрос, как положение армян в Западной турецкой Армении, становится вопросом международного уровня. Курирование положения армян в Османской империи берет на себя Англия, отодвигая Россию.

Впоследствии член парламента Великобритании лорд Джеймс Брайс скажет: «До Берлинского трактата султан не испытывал особой враждебности по отношению к армянам, а у армянского народа не было политических амбиций. Англо-турецкая конвенция научила армян смотреть в сторону Англии, вмешательство которой ожесточало турок».

И еще: «Английский народ повинен перед армянами, не замени мы на Берлинской конференции 16 статью русско-турецкого договора злополучной 61 статьей, Россия давно бы присоединила Армению к своим владениям, освободив многострадальный армянский народ из-род гнета вврварской Турции».

Другой член парламента А. Уильямс писал: «Ответственность английского народа и правительства велика: если Армения так сильно пострадала, то это результат позиции, занятой Англией при составлении Берлинского трактата 1878г».

На территории Анатолии проживало во второй половине 19 века 2,5-3 млн. армян, 80% из них были крестьянами Восточной Анатолии или так называемой Западной Армении. Значительные армянское население проживало в Западной Анатолии — Стамбул, Смирна (Измир), в Киликии — Адана, Мерсин, в Восточной Анатолии — в Эрзуруме, Карсе, Ване, Трапезунде, Сивасе, Амасье, Диярбекире, Урфе. В каждом их этих городов проживало от 10 тыс. до 200 тыс. армян.

Долина Арарата и земли вокрунг озера Ван — историческая родина армянского этноса. Диярбекир армяне считали своей древней столицей Тигранокертом ( на самом деле он находился чуть западнее в 60 км, сейчас на этом самом месте город Сильван). Город Ван армяне называли армянской Москвой — своей духовной столицей.

Каково же было положение армян в Османской империи? Надо отметить их значительное присутствие во властных структурах, они были высокопоставленными чиновниками государственных институтов, министерств, возглавляли ряж государственных экономических структур ( таможня, монетный двор, пороховые заводы, шахты, интендантские учреждения в армии). Личная казна султана — Управление имперского казначейства — всегда находилась в руках армян.

Кроме того, вместе с греками армяне занимали ключевые позиции в экономике. В Стамбуле, Смирне греки, армяне и в значительно меньшей степени евреи уже к концу 18 века достигли командных высот в экономике и финансах.

Так, по состоянию на 1912 год, во внутренней торговле доля турок 15%, греков 43%, армян 23%, евреев 19%. В промышленности и ремеслах: турки — 12%, греки — 49%, армяне — 30%, евреи — 10%. В непроизводственной сфере : турки — 14%, греки — 44%, армяне -22%, евреи — 20%.

Повсюду в Восточной анатолии вся торговля была в руках армян, что только усиливало антиармянские настроения среди мусульман. Возьмем вилайет Сивас — армян порядка 35%. Из 166 крупных импортеров — 125 армянские, из 37 банкиров — 32 армянина, из 9800 мелких торговцев — 6800 армяне, из 150 промышленных предприятий — 120 в армянской собственности.

В вилайете Ван армяне контролировали 98% торговых операций. Все 18 крупных торговуев — армяне, все 20 менял — армяне, из 1200 ремесленников — 1020 армяне, 20 рантье из 50 армяне, 50 торговцев овощами из 80 армяне, все 200 торговцев фруктами — армяне, все лица свободных профессий — врачи, фармацевты. Юристы и т. п. — армяне.

В 80-90 годы 19 века на территорию Западной Армении и в Киликию начинают проникать западные эмиссары под видом культурных и просветительских учреждений, а также возникать политические партии, ставившие своей целью добиться независимости Армении.

Чарльз Элиот, британский дипломат: «Хорошее положение армян в Турции во многом определялось тем, что они были вполне восточной и свободной от европейских примесей культурой, в отличие от греков и славян. Но теперь эта черта уничтожалась: европейское образование и европейские книги распространялись среди них. «Вперед, христианские солдаты. Идущие словно в бой!» — на английском это безобидный гимн…но меня не удивляет, что османские власти сочли этот гимн бунтарским и запретили его…»

В 1885 году в Ване создается первая армянская политическая партия, ставившая своей целью военную подготовку, вооружение армян Восточной Анатолии. Идеология — насильственные методы партизанской войны за независимость Западной Армении.

В 1887 году в Женеве появляется социал-демократическая партия Гнчакян, что значит Колокол, да-да)) в честь Герцена. Газета партии Гнчан издавалась в Англии, Франции, Греции и позднее в США. Они стали первой социалистической партией марксистского толка на территории Османской Турции и Персии. Задача: освобождение Западной Армении путем общенационального восстания. Из знаменитых совместных акций гнчакистов и РСДРП (б) — забастовка в Баку в 1904 году.

20 лидеров партии были повешены в Стамбуле в 1915 году. Сегодня партия имеет отделения в США, Ливане, Сирии, Египте, Аргентине, Уругвае, Канаде, Австралии, Британии, Франции. Партия выступает за справедливое решение армянского вопроса и возвращение всех армян на историческую родину.

В 1890 году в Тифлисе создается партия Дашнакцутюн. Методы: пропаганда и вооруженная борьба, терроризм, включенный партией в тактический арсенал. В настоящее время партия продолжает свою деятельность в Ливане и во всех странах, где есть армянские диаспоры. Интересно, что программа партии появляется только в 1894 году, через четыре года после ее создания ( а какая же партия без программы?). Объясняется сей казус очень просто: до 1894 года ни одна революционная партия не могла нормально работать на территории Российской империи, пока был жив Александр III, за что его очень «полюбили» демократы всех мастей. И только после его скоропостижной смерти ( после неоднократных покушений) вся социал- демократия почувствовала, наконец, значительное облегчение в своей работе. Партия Дашнакцутюн занимала промежуточное положение между двумя национальными силами : либералами, пытавшимися уговорить европейские правительства оказать давление на Турцию в плане выполнения положений Берлинского трактата, и марсистами ( гнчакистами). Орган партии — газета «Дрошак» ( Знамя) писала в программной статье в 1891 году : «пусть знают армяне, что они ничего не получат, пока армянская земля не будет пропитана кровью…»

Дашнаков называли турецкими эсерами за их приверженность террористическим методам. Есть косвенные доказательства причастности лидера эсеров Евно Азефа к покушению на султана Абдул Хамида в 1906 году. За Азефом в России тянулся кровавый след как минимум 30 политических убийств, в том числе московского генерал-губернатора князя Сергея Александровича, петербургского генерал-губернатора Трепова, министра внутренних дел Плеве.

Основной формой деятельности дашнаков предполагалась партизанская война и организация самообороны армянских общин. Россия и Иран первоначально рассматривались дашнаками как тыловая база, но в 1905 году ( какое интересное совпадение дат, правда?) дашнаки выступают против правящего режима в Турции в общем блоке революционных партий, действующих и в России.

Как в общих чертах планировалась борьба этих партий за независимость Армении?

1. Организовать и вооружить отряды повстанцев. 2. Атаковать тех, от кого в наибольшей степени можно ждать ответных действий ( в условиях Восточной Анатолии это курдские племена).Жестокие ответные меры курдов и турецкого правительства приведут к уничтожению многих армян. 3. Гибель армян окажет огромное влияние на европейское общественное мнение. 4. Европейское военное вмешательство вынудит османов предоставить автономию или полную независимость армянам Западной турецкой Армении.

5. Мусульманское население или уйдет само, или будет выдворено.

Один из американских миссионеров передает слова члена партии Гнчакян : «…гнчакисткие отряды не упустят возможности убивать турок и курдов, предавая огню их деревни, а затем укроются в горах. Взбешенные мусульмане поднимутся и обрушатся на беззащитных армян, причем будут убивать их с таким варварством, что Россия вмешается во имя гуманизма и христианской цивилизации и установит над регионом свой контроль. » На замечание о том, что эта схема дьявольская, отвечает: «она несомненно кажется вам таковой, но мы, армяне, полны решимости стать свободными. Европа внимала рассказам о болгарских ужасах и дала Болгарии свободу. Она услышит наш крик, когда он воплотится в пронзительных воплях и крови женщин и детей. Мы отчаянны, мы сделаем это. »

И вот с момента создания и начала действия армянских политических партий и начинается отсчет крови тысяч невинных армян. Ведь большинство армянского крестьянского населения не желало вести вооруженной борьбы и было далеко от политических течений.

18 июня 1890 года турецкая жандармерия пытается провести обыск в армянской церкви в Эрзуруме, ища оружие. Толпа армян пытается помешать обыску, вспыхивает перестрелка ( заметим, что слово «перестрелка» предполагает наличие оружия с двух сторон. У жандармов оно на законных основаниях, откуда оружие у армян?). Убит 1 жандарм и 20 армян.

15 июля 1890 года — члены партии Гнчакян пытаются провести демонстрацию в Константинополе. В церкви армянского района Кумкапы Арутюн Джангулян провозглашает «Наши требования». Эту петицию предполагается отдать султану в ходе шествия к его дворцу с участием армянского патриарха. ( Это событие ничего не напоминает вам из нашей российской истории?) Николай Второй, Красный Султан….Мирное шествие с вооруженными боевиками партии Гнчакян завершилось, как и следовало ожидать, человеческими жертвами, арестом 600 человек и воплями демократической общественности о смене прогнившего царского, ой пардон, султанского режима. Уже и не удивительно, что Ленин называл Абдул Хамида турецким Николаем Кровавым, а Роза Люксембург призывала социал-демократию поддержать борьбу турецких революционеров, поскольку «освобождение христианских стран от власти Турции означало бы прогресс в международной жизни».

В 1891 году по приказу Абдул Хамида создаются отряды хамидие ( то есть принадлежащие Хамиду) — нерегулярные вооруженные конные отряды курдов и черкесов, созданные по образу русских казачьих войск. В 1892 годку на личные средства Абдул Хамида открываются офицерские школы хамидие в Константинополе и Багдаде. И опять аналогия с Россией: гроза еврейских революционеров, подстрекавших к еврейским погромам в Российской империи — казаки, гроза армянских революционеров, провоцировавших армянские погромы в Османской империи — хамидие.

Но до начала 90-ых годов армяне и курды проживают на одной земле более менее мирно. Вице-консул в Западной Армении В.Ф. Маевский : «.Армяне и курды Сасуна жили вполне согласно…но к их несчастью, именно этот район армянские тайные организации избрали для пробы своей политической агитации…». Газета «Индепендент» в статье «Армянская пропаганда» в 1894 году писала: «Совершенно нет надежды на восстание, надежды революционеров могут сводиться лишь к тому, что их невежественные деятели, подстрекая к восстанию, вызовут такие избиения, что Европа вынуждена будет вмешаться и взять в свои руки управление страной».

Итак, в 1894 году начинается восстание, организованное армянами в Сасуне. Начинается оно с расклейки листовок, призывающих мусульман !!! к свержению власти султана ( тонкий момент — это не просто призыв к насильственному государственному перевороту. Османский султан — халиф, то есть не только светский, но и религиозный глава). Кроме того, армяне отказываются платить налоги. При подавлении восстания турецкими войсками было вырезано 10 тыс. армян. Полковник русской армии Д.Я. Лазарев ( армянин): «За разорение Сасуна невозможно винить курдов, ибо здесь действовало регулярное войско с артиллерией по заданию правительства». Разграблено 102 деревни рядом с Сасуном, из них сожжено 89. Многие женщины и дети в ужасе бегут и прячутся в горах, курды находят их и вырезают.

Армянские боевики добились нужного эффекта — правительства европейских держав и России потребовали расследования этих убийств и обстоятельств резни.
В мае 1895 года Англия, Франция и Россия составляют требование к Абдул Хамиду о необходимости проведения реформ в 6 армянских вилайетах, которые входят в историю как «Майские тезисы».

В августе 1895 года начинается новое восстание в Зейтуне. Жители окрестных сел переселяются в город для организации лучшей обороны.

18 сентября 1895 года гнчаки проводят очередную «мирную» демонстрацию в районе резиденции султана. За несколько дней до нее в известность об этом событии они ставят посольства европейских держав в Константинополе. В ходе демонстрации одного участника хватает жандарм, тот стреляет в жандарма и убивает его. Начинается перестрелка, множество жертв. Возмущенные армянскими возмущениями мусульмане начинают резню армян по всему городу, погибает порядка 2000 человек…

26 сентября в Трапезунде мусульмане, возбужденные слухами об армянском бунте, жгут лавки армян.

3 октября — резня армян в Акхисаре.

5-15 октября — в Трапезунде убито около 500 человек.

14 октября — резня армян в Байбуте. Убито около 1000 человек в городе и окрестных селах . ( ….29 апреля 1899 года в Симферополе некий уроженец Байбута Киркор Гульгульян убивает турецкого подданного турка Хасана Милия -олу. Дело слушается в Симферопольском окружном суде с участием присяжных заседателей. В ходе следствия выясняется, что 27 октября 1895 года этот Хасан собственноручно зарезал в Байбуте отца Киркора и его двух братьев. После 2-х минут совещания присяжные выносят Киркору Гульгульяну оправдательный приговор. )

27 октября — резня армян в Битлисе. Убито около 1000 человек, множественные насильственные обращения в ислам под страхом смерти.

29 октября — армяне Зейтуна разоружают местный турецкий гарнизон.

30 октября — резня армян в Эрзуруме. Погибло 316 человек.

1-3 ноября — резня в Диярбекире. Здесь погибают не только армяне, но и живущие в юго-восточной Анаттолии ассирийцы. В Диярбекирском санджаке разграблено и сожжено 119 сел.

1-3 ноября — банды курдов совершают нападение на город Мардин. Население города в основном армяне и ассирийцы. На третий день турецкие власти останавливают погроми вынуждают курдов покинуть город. В течение нескольких дней по дороге они сжигают еще несколько окрестных сел. 1-5 ноября — резня в Арабкире. 2800 погибших. 3 ноября — погром в армянском квартале города Урфа. 40 погибших. 4-9 ноября — резня в Малатии. Погибло 1500 армян, 989 обращены в ислам. Так как здесь было оказано вооруженное сопротивление, потери курдов составили около 600 человек. 11 ноября — Харберд. Убито 100 человек. 12 ноября — опять Сивас. Перебито 1200 армян. 15-18 ноября — Айнтап. Убито 400 человек.

18 ноября — в Мараше вырезано 4700 человек.

Конец ноября 1895 года — 60-тысячное!!! турецкое войско направляется в Зейтун на подавление восстания.
30 ноября — в Кесарии убито 1000 армян.

Весь декабрь турецкие войска несут ощутимые потери под Зейтуном и не могут взять город.

24-26 декабря — повторная резня в Урфе. В армянской церкви армяне, пытавшиеся скрыться от погромов, были сожжены заживо. По разным оценкам, погибло от 1500 до 3000 человек.

В конце декабря 1895 года консулы европейских держав вынуждают турецкие войска отступить в Зейтуне. Участники восстания амнистированы, руководители выезжают за пределы Османской империи.

3 июня 1896 года — погром армян в Ване. 546 человек убито, разграблено более 1500 домов.

26 августа 1896 года — 31 член партий Дашнакцутюн и Гнчакян захватывают Оттоманский банк в Константинополе, это центральный банк в империи, принадлежащий европейским державам — кредиторам по османским долгам. Цель захвата банка прежняя: максимально привлечь внимание европейских держав к положению армян в Империи и способствовать автономии Армении. Армяне грозятся взорвать банк и уничтожить все финансовые бумаги. После 13 часов переговоров под поручительство драгомана ( переводчика) русского посольства Максимова и на французском корабле боевики покидают Константинополь. В Константинополе начинается страшная резня армян, не имевших к захвату банка никакого отношения. Армянские дома помечены заранее, ночью врываются мусульмане и режут их семьями, рубят тесаками. Для сокрытия части трупов начали массово вывозить людей ночью и топить связанных и с кляпом во рту в Золотом Роге. ( Армянские кварталы располагались ближе к Мраморному морю, но в Мраморном море стоят иностранные суда, в бухте Золотого Рога их почти нет…)Людей, которые выплывали, добивали веслами. На второй день резни посольства европейских держав заявили протест Абдул Хамиду. В течение 3-х дней было убито по разным оценкам от 5000 до 8700 армян. Считается, что эта резня была организована по негласному указанию султана.

В эти дни в парламенте Великобритании эмоционально выступает премьер-министр Гладстон: «Империя Проклятого Турка ( Абдул Хамида) должна быть стерта с карты мира как позор цивилизации и проклятие человечества. …Пока существуют последователи этой проклятой Книги, в Европе не будет мира. Исламское государство не может быть хорошим и толерантным к цивилизованным и христианским расам…»

25 июля 1897 года — так называемый Ханасорский поход дашнаков. Мстя за убийство нескольких армянских деятелей, глубокой ночью дашнаки окружили кочевое курдское племя мазрык и полностью перебили всех, включая женщин и детей. Племя встало на стоянку в 800 палаток, значит, было убито не менее 5000 человек. Надо ли говорить, что племенной союз, в который входило и племя мазрык, не оставило это преступление без отмщения, сформировав 5 полков хамидие?

Вице-консул в Восточной Анатолии в то время Владимир Феофилович Маевский писал: «Антиармянское движение курдов 1895-1896 годов , в течение коего последние выказывали свои зверские наклонности, нельзя рассматривать только с одной, так сказать, наружной стороны. Нужно помнить, что если мусульманин считает себя обязанным платить мусульманину кровью за смерть своего убитого родственника, то какова же должна быть месть курдов за кровавые жертвы, которые вызывали у них метущиеся христиане… И затем, мало того, что вырезали, но издевались над этими жертвами, обезображивая их ( курдов) трупы самым возмутительным образом. Неизбежным следствием такого поругания и назойливой деятельности армянских агитаторов было мщение сторицею ». И далее : «Начиная с 1897 года, там, где армяне курдов не распаляют, жизнь исподволь вошла в свою обычную колею. Там же, где анархическая деятельность армянских вожаков продолжается, злобная настроенность курдов не утихает, угрожая новыми осложнениями. Наконец, в настоящее время можно обнаружить некоторые новые данные, указывающие нежелание армянских деятелей привлечь на свою сторону хотя бы известную часть курдов, это совершенно новый способ их деятельности, еще мало обрисовывающийся….»

В итоге, к концу 19 века было убито в общей сложности порядка 300 тыс. армян и 55 тыс. ассирийцев. Но основные страшные жертвы еще были впереди…