Европейская часть Стамбула — старая. Памятники культуры, старинные мечети сохраняют дух былого османского величия с гаремами, султанами, законами шариата и воинами — аскерами, застывшими в почетном карауле возле одного из султанских дворцов «Долма Бахче». В одном из парков, расположенном на Европейской стороне, встречаюсь с Татьяной. Навстречу идет молодая женщина. На голове — мусульманский платок, длинная юбка, черная блуза с длинным рукавом, закрывающая кисти рук. «Может не она?» — думаю я. Однако круглые голубые глаза и нос слегка картошкой выдают россиянку. Несмотря на непривычные одеяния, Татьяна не выглядит несчастной. Веселые блестящие глаза, уверенная походка.
— Я родом из Липецкой области, — говорит Татьяна, расположившись рядом со мной на лавочке в стороне от любопытных глаз. — Родилась в небольшой деревне. Найти работу, устроить личную жизнь в округе шансов практически не было. Все старались выехать в город. Вот и я, окончив сельхозинститут, устроилась бухгалтером в одну строительную компанию. Наша фирма работала с турками, которые неподалеку от города строили сельскохозяйственный комплекс. Когда мой будущий муж-инженер нашей фирмы зашел к нам в офис, у меня замерло сердце. «За такими мужчинами, должно быть, выстраивается очередь из манекенщиц и актрис», — подумала я. Однако Ахмет оказался на редкость нормальным человеком, к тому же неплохо говорил по-русски. Скоро все заметили, что наш «красавчик» стал ко мне слишком часто обращаться: то бумагу попросит принести, то позовет ошибку исправить в отчете. Однажды Ахмет предложил подвести меня домой. По дороге долго рассказывал о Турции, о своей семье.
Самое большое впечатление произвели на Татьяну рассказы о трезвом образе жизни. В деревне, где она проживала, большинство мужчин были заядлыми алкоголиками. К тому же скандалы в собственном доме навсегда оставили след в памяти, особенно один из них, когда поздней осенью сильно выпивший отец выгнал семью на улицу и заснул. Трое детей вместе с матерью провели ночь на холодном ноябрьском ветру.
— После этого я заболела бронхитом и провалялась в постели несколько месяцев, а младший брат навсегда остался калекой, у него началась астма. С тех пор ненавижу пьянство. Как только чувствую, что от мужчины пахнет спиртным, ухожу и даю жениху от ворот поворот. Сколько женихов отвадила, — вздыхает она.
Ахмет стал активно ухаживать. Дарил цветы, приглашал в ресторан. Татьяна поняла, что влюбилась. Вскоре последовало приглашение приехать в Турцию в гости. Познакомившись с семьей будущего мужа, она решила остаться в стране.
— Меня встретили ласково. Угощали, спрашивали о России. В доме мужчина- хозяин, который заботится о своей семье. Вечером все собираются за одним столом и начинают разговаривать о проблемах. Решают их вместе, помогают друг другу.
Однако семья мужа оказалась консервативной. Отец молился пять раз в день. Мать каждый вечер читала Коран. Основным условием для будущего брака родители мужа поставили принятие ислама. Татьяна согласилась. На семейном совете невестке решили дать мусульманское имя одной из одиннадцати жен пророка — Айше. Вновь испеченной Айше объяснили, что, следуя исламским традициям, на улицу следует выходить в платке, скрывающем волосы, и, несмотря на сильную жару, надевать капроновые колготки и длинные перчатки, закрывающие кисти рук.
Две маленькие девочки, которые родились у Татьяны в Стамбуле, также приняли мусульманскую веру и теперь каждое лето в свободное от занятий время изучают основы Корана в религиозных школах.
— Я, конечно, была не против. Тем более что другого выбора у меня не было, — вздыхает Татьяна-Айше. — Мама, конечно, повздыхала, однако быстро утешилась после того, как зять отремонтировал наш покосившийся в деревне дом.
Кайнана пасет «барашка»
Иногда, по выходным, забывая о разнице в экономическом положении, «закрытые» и «открытые» женщины, несмотря на то, что их разделила новая Родина, собираются вместе. На девичниках поют русские песни, отмечают дни рождения и едят привезенную по случаю из России селедку. Основной темой разговоров становятся семейные проблемы. У многих россиянок, как показывает жизнь, сразу же после свадьбы начинаются распри с турецкой свекровью.
Роль свекрови в большинстве турецких семей весьма значительна. Турецкие мамаши до седых лет называют своих сыновей «анненин кузусу», что означает «мамин барашек». Самые воинственные вмешиваются в семейную жизнь и устраивают разборки. За глаза турецкие невестки пренебрежительно называют турецкую свекровь «кайнана», что означает «ненавистная мамаша», однако со свекровью предпочитают не ссориться.
Елена из Курской области. В Стамбуле пятый год. Несмотря на довольно обеспеченную жизнь — домработница и частная школа для ребенка, — она до сих пор думает о возвращении домой. Одной из основных причин своего «зыбкого» положения она называет взаимоотношения со свекровью.
— Когда мы поженились, — говорит она, — свекровь плакала горькими слезами. В Беледие — местном загсе — устроила настоящую истерику. Поначалу я не обратила внимания. Чтобы «сгладить углы», старалась во всем уступать. В первое время мы жили вместе. У нас с мужем и ребенком была небольшая комната. Через некоторое время я обнаружила патологическую любовь к чистоте. Свекровь, например, весь день убирала квартиру, чтобы сделать влажную уборку, по два-три раза в день заставляла будить и выносить из комнаты грудного ребенка. Любовь к чистоте доходила до такой степени, что она по нескольку раз в день перестирывала тряпочки для мытья посуды и мыла яйца перед тем, как положить их в холодильник.
Мое терпение закончилось после того, как свекровь заявила мне, что русские — свиньи и что им, то есть нам, надо учиться у турок жить. Поругавшись, я забрала ребенка и уехала в Россию. Муж стал звонить каждый день, уговаривал вернуться обратно. После того как договорились, что я не буду общаться со свекровью, вернулась обратно.
Среди россиянок, живущих в Турции, бытует мнение, что поругаться с турецкой свекровью все равно что положить цветы на собственную могилу семейной жизни. В случае ссоры ненависть и вражда поселяются в доме на долгие годы. Свекровь не успокоится, пока не разведет и не разрушит семью. Однако исключения из правил тоже встречаются. Истории про добрых турецких свекровей, принявших в семью российскую золушку, передаются из уст в уста.
«Пусть знают наших!»
Стамбульский район Фенербахче считается одним из самых престижных в Азиатской части города. Здесь проживают служащие иностранных компаний и хозяева собственного бизнеса. Двух-, трехэтажные домики на берегу моря, закрытые клубы для состоятельных клиентов, самая длинная и самая дорогая в городе Багдадская улица, на которой расположены длинные ряды ювелирных магазинов и бутиков. Иметь квартиру в этом районе — все равно что проживать на Рублевке.
Ольга выходит навстречу с полной миской мелко нарезанных сосисок. «Кич, кич, кич», — зовет она «по-турецки» кисок …
Поднимаемся наверх. Домик, «увитый плющом и виноградом», на первом этаже швейцар, исполняющий мелкие поручения, которого сами турки называют «капыджи» (то есть дверной). Они — выходцы из деревень и работают практически бесплатно, их жены убирают в квартирах жильцов. Ольгиного мужа Ахмета можно назвать завидным женихом. В наследство от отца ему достался небольшой отель в Анталье и несколько квартир в Стамбуле. За годы жизни в Лондоне во время учебы в университете он приобрел европейские манеры и стал поклонником английского стиля в одежде и в убранстве квартиры. На завтрак вместо традиционных для турок оливок и нарезанных помидоров с огурцами предпочитает есть овсянку.
Ольга приехала в Стамбул более восьми лет назад. Многие предупреждали ее о возможных последствиях отъезда в мусульманскую страну и предрекали, что в следующий раз Ольга приедет в настоящей парандже.
— Паранджу я не одела, — смеется она, — однако сменила стиль. Короткие юбки, яркая косметика и высокий каблук отошли в прошлое. Замужние женщины в Стамбуле одеваются неброско, — говорит она. — Единственное, что осталось от прошлого, — привычка красить волосы в яркий белый цвет. Муж утверждает, что при выборе цвета для покраски волос надо опуститься на несколько тонов ниже. Обесцвеченные блондинки имеют в Стамбуле плохую репутацию. Я же в ответ иду в парикмахерскую и крашу еще ярче. Это протест. Пусть знают наших!
Взято с сайта http://www.rg.ru/2005/09/23/jenshini.html
»